2001 год

02.02.2001

Ткачук, Е. Дорога вопреки судьбе / Евгения Ткачук // Тюменская правда сегодня. – 2001. – 2 февраля.

Дорога вопреки судьбе

К тонкой душе бог обращается с помощью света, а к еще более тонкой - с помощью звука.

Ступени

Закройте глаза. Подождите, не открывайте их! Попытайтесь уловить собственные чувства. Темноту разбивает свет, рвущийся сквозь тонкую кожу век. Зажмуриваетесь сильнее, и появляются фиолетовые, за ними зеленые и розовые круги. Круги тонут в серых пятнах, которые вскоре прорастают голубыми трещинами. А затем чернота. Густая, непроницаемая. И звуки, на которые раньше не обращали внимания. Гораздо четче стали слышны шаги прохожих. Вот прошла через двор маленькая девочка. Снег скрипит под ее ногами часто-часто. Это у нее шажочки маленькие. Ага, точно - девочка. Кричит:

- Маша, выходи! На горку пойдем. А вот еле слышный шорох. Собака пробежал. Где-то вдали раздался рев автомобильного мотора. И вдруг совсем близко, под окном, хрустнула веточка. Обилие звуков толкает на осознание огромности мира. Все в нем предельно просто и одновременно очень сложно. Нет, надо открыть глаза! Уф-ф, окружающее вмиг обрело привычный вертикально-горизонтальный расклад. А каков мир для тех, кто его не видит?

В Тюмени и на юге области офтальмологическим бюро медицинской социальной экспертизы в 1999 году зарегистрировано 22346 взрослых и 1120 детей с серьезными нарушениями зрения. 10358 человек признано инвалидами по зрению, из них 1247 детей. По данным начальника бюро медицинской социальной экспертизы Надежды Ольковой, в 2000 году в Тюмени с болезнями глаз впервые освидетельствовано 160 взрослых и 12 детей, в целом по югу области – 413 взрослых и 30 детей. В 2001 году как сообщила секретарь Тюменской первичной организации общества слепых Лилия Григорьевна Макарова, в областном отделении Всероссийского общества слепых зарегистрировано три тысячи человек, а в Тюменскую первичную организацию общества слепых входит 700 человек, из них тридцать детей-инвалидов по зрению.

Только потеряв зрение, можно понять его необходимость. Но иногда зрения нет с самого рождения. И жизнь проходит по совершенно иным ступеням, чем могла бы пройти, будь человек здоров. Первая ступенька для слабовидящих детей - кабинет окулиста, слезы мамы, сжатые губы отца. А потом офтальмологический диспансер и специализированный садик (в Тюмени учебно - воспитательных комплекса "Детский сад - школа специального назначения для детей с нарушением зрения" два - на улице Парфенова и на улице Геологоразведчиков). Надо будет еще зарегистрироваться в местном отделении Всероссийского общества слепых, записаться в библиотеку для слепых, но все - после, когда пройдут жестокие, сумасшедшие дни и ночи, которые притупят боль и принесут осознание. Осознание мира и себя в нем, маленького, но нужного человека. И тогда начнется борьба, начнется ЖИЗНЬ. Появятся запросы, в первую очередь информационные, ведь возможно жить не зная. И в этом случае ничто не заменит библиотеку.

Библиотека

Тюменской областной специальной библиотеке для слепых проводится работа сразу по нескольким направлениям. Это информационное обеспечение, научная деятельность читателей – инвалидов, их реабилитация. Книжный фонд библиотеки – 70 тысяч единиц. Это – книги укрупненного и рельефно – точечного шрифта, «говорящие» (в записи на магнитной ленте), лазерные диски, дискеты, грампластинки. Кроме того, постоянно выписывается около двухсот центральных и областных периодических изданий. Фонд крупнопечатных и тифлокниг стал пополняться лишь недавно, так как к выпуску такой книжной продукции предъявляются определенные требования - качество бумаги, расцветка. Проблема решилась, когда начал свою работу Московский тифлополиграфический издательско-информационный комплекс "Логос", руководит которым также незрячий человек. В хранилище Тюменской библиотеки для слепых тома "Князя серебряного" Алексея Толстого, "Ивушка неплакучая" Михаила Алексеева, нетленные труды Чернышевского "Что делать?", "Слово о полку Игореве".

- Но тифло - или брайлевских книг все же мало, - говорит заместитель директора ТОСБС по реабилитационной работе Наталья Павловна Россомахина. Текст в таких книгах набран рельефно-точечным шрифтом - буквы обозначаются выпуклыми точками. Эту систему разработал французский тифлопедагог Луи Брайль (typhlos - греческое "слепой"). Вся Брайлевская азбука построена на основе шеститочия. Обозначение той или иной буквы, знака препинания, цифры или ноты зависит от комбинации точек. Почему именно шесть точек, а не меньше? Меньшим количеством точек невозможно обозначить букву. А большее количество точек попросту бы не уместилось поп подушечкой пальцев.

- У нас также нет, к сожалению, тактильных книг для маленьких незрячих детей. Меня воодушевляет опыт специалистов из Великобритании - Книга в мешочке". История снабжена аксессуарами. Ребенок трогает предметы, фигурки персонажей сказки и мысленно их представляет, - рассказывает директор библиотеки Татьяна Николаевна Шиманская. – Финские коллеги шагнули еще дальше: книжку про корову, например, сопровождает мешочек с коровьей едой, мешочек с продуктами животноводства и, совершенно невероятно, но в последнем пакетике – коровий запах. Потом дети по запаху смогут определить, что им встретилась корова. Причем для таких книг своевременно проводится дезинфекция книг.

Сегодня в библиотеке 1305 читателей. По уставу обслуживаются незрячие и слабовидящие, инвалиды по зрению 2-3 группы, члены их семей, сотрудники общества слепых, работники социальной сферы. И библиотекари выполняют не только свою основную функцию - информационное обслуживание, но и становятся психологами и массовиками-затейниками. Кстати, в библиотеке есть профессиональны психолог (для системы медико-социальной экспертизы) Людмила Васильевна Опрышко.

У читателей почти нет затруднений при поиске нужной литературы. Любую заминку фиксирует монитор для наблюдения, и библиотекарь спешит на помощь. Кстати, подбор литературы и доставка ее на дом осуществляются и по телефонным заявкам. Есть и "заочники" - читатели по переписке. А для чтения стандартного печатного текста на дом можно заказать и библиотекаря-чтеца. Подобными услугами чаще всего пользуются студенты. В последнее время библиотекари, однако, испытывают определенные сложности - подъезды наглухо закрыты железными дверями. А студентам важны новейшие научные открытия. О них можно прочитать лишь в периодике. Но если журналы "Наша жизнь", "Школьный вестник" и "Литературное чтение" выходят с учетом возможностей слабовидящих читателей, то другая периодика для инвалидов по зрению не репродуцируется. Поэтому основным и самым популярным информационным источником для незрячих остается радио.

- Мы стараемся давать на областное радио обзоры поступающих в библиотеку новинок, - Татьяна Николаевна объясняет все нюансы своей работы. - Но кроме информационной есть еще одна проблема - нехватка волонтеров. Мы сотрудничаем с городским центром занятости, и нам в общем-то помогают. Центр набирает грамотных, с хорошей дикцией людей для озвучки литературы и оплачивает им эту работу. Запись, конечно, не студийная, сделана в бытовых условиях, к голосу чтеца примешивается посторонний шум, и вследствие этого ухудшается подача информации. Но с их помощью все же уменьшается дефицит информации. Третья проблема - название. "Библиотека для слепых". Это психологический барьер. Который год думаем над названием, способным одновременно раскрыть содержание заведения и не оттолкнуть людей. Ведь многие, даже взрослые, боятся признать себя слепыми. Четвертая проблема - дети. В школе, особенно в деревенской, дети не носят очков. Кто-то комплексует - ровесники дразнят "слепошарым". А у других просто - напросто нет денег на очки. А учитель не знает, что ребенок не видит, и спрашивает его по тем же критериям, что и учеников с нормальным зрением. Работа со спабовидящими детьми и их родителями, адаптация должны вестись постоянно.

Жизнь не кончается

Совсем недавно библиотека стала доступной для инвалидов других категорий. Но все неуставные читатели обслуживаются платно. В результате такого четкого распределения иногда происходят недоразумения. Однажды в библиотеку пришел стильно одетый юноша и спросил, как записаться на абонемент. Татьяна Николаевна и Наталья Павловна попытались осторожно выяснить - относится ли юноша к льготной категории читателей. Оказалось, что да - парень почти не видит, всячески скрывает это.

- Стесняется?! Я, кстати, заметила, что, рассказывая о своих читателях, вы слово «слепой»: заменяете на "незрячий". Это происходит из - за этических соображений или существует какое-то разделение?

- Давайте определимся, - отвечает Наталья Павловна. – Первая группа инвалидности по зрению – это значит, человек видит очертание предметов, у него есть светоощущение. Такой человек практически слепой. А незрячий, значит, плохо видящий. К этой категории относятся инвалиды второй, третье групп. Применение слова «незрячий» этически более уместно. О нежелательном употребление термина «слепой» постоянно ставила вопрос новосибирская ассоциация «Интеграция». А читатели шутят: «Я незрячий, но с поглядом». Или, например: «Но когда я глазастый – то был!».

- Слепые нищие, просящие милостыню на улицах, тоже ваши читатели?

После моего вопроса Наталья Павловна и Татьяна Николаевна печально переглянулись, но ответ прозвучал обнадеживающе:

- Нищие слепые – это люди, у которых сломался внутренний стержень. Так мы объясняем детям на экскурсии. Однако большинство наших читателей затребовано на рынке труда. Распространенная профессия среди слепых – музыкант, массажист. У незрячих очень развиты тактильное чувство, память, слух, речь. Среди наших читателей заслуженный работник культуры Геннадий Цыбульский, гитарист Петр Черепанов. Петя закончил Тюменский колледж искусств. В музыкальном творчестве нашла себя обладательница колоратурного сопрано удивительной красоты Татьяна Агеева - дипломантка" Сибирской романсиады" 1998 года. У Тани, между прочим, два высших образования. Тюменская поэтесса Вера Панкратова – слепо - глухая, но ее стихи мало назвать тонкими. Инвалид по зрению первой группы Павел Петрович Илларионов, работает техником-смотрителем тюменских курантов в областном краеведческом музее. Часы были восстановлены именно по его эскизам. Есть среди слепых и спортсмены. Например, Сергей Николаевич Селезнев, неоднократный призер паралимпийских игр. Он, что называется, открыл окно в Европу для тюменских спортсменов-инвалидов: первым среди незрячих стал выступать на соревнованиях по биатлону. Это люди, сумевшие доказать, что жизнь не кончается с потерей зрения.

- А бывали счастливые случаи восстановления зрения? Многие наши читатели восстановили зрение на несколько процентов путем операции. В качестве примера можно привести экспредседателя Тюменской первичной организации общества слепых Игоря Захаровича Харалгина. Но операция не каждому по силам - нужны деньги, и немалые. Связавшись с Игорем Захаровичем, я узнала, что он по собственной инициативе обратился в Московский офтальмологический центр (сейчас клиника имени Святослава Федорова). До операции у Игоря Захаровича была катаракта и близорукость высшей степени. После - зрение вернулось по десятипроцентного уровня, но вторая группа инвалидности осталась.

Слепой редактор

В библиотеке Анатолий Валентинович Киселев работает с 1997 года. Должность у него серьезная - редактор отдела тифлоинформации и библиографии. Справиться с работой ему помогает компьютер с брайлевским и речевым выходом. Анатолий сам создает компьютерные программы для незрячих и обучает работе на тифлокомпьюторе всех желающих. Кроме этого Анатолий переводит обычный текст на печать по Брайлю, обрабатывает наиболее интересные материалы и устанавливает контакты с незрячими программистами и специалистами по работе со слепыми.

- Ослеп Толя в 18 лет в результате инфекционного заболевания. После потери зрения съездил в Бийск, окончил школу по восстановлению трудоспособности инвалидов, затем поступил на исторический факультет Тюменского государственного университета, - вспоминает директор ТОСБС Татьяна Шиманская. - Сначала был нашим читателем. Потом мы намекнули ему о перспективе работы. И не прогадали! В библиотеке компьютерную науку с помощью Анатолия постигают больше 10 человек. Его авторская работа "Обучение компьютерной грамотности незрячих взрослых и детей" носит не только педагогический характер, но выполняет и функцию адаптация. Анатолий же считает, что больше всего потребность в работе с компьютером испытывает молодежь и что каждому слепому компьютер нужен, как инвалиду-колясочнику - автомобиль. Но компьютер с тифлоаппаратурой - дорогое удовольствие. На оборудование одного специального рабочего места нужно примерно 300 тысяч рублей.

- Сейчас знакомлюсь с новыми программами, решаю, насколько они доступны для незрячего человека, - говорит он. - Мой компьютер снабжен говорящим дисплеем, программы проговаривают все функции.

Недавно у Толи появилось светоощущение. Может быть, свершится чудо, как в романе Крапивина, и Анатолий снова сможет видеть?.. А пока:

- Основная проблема - определить, правильно ли я иду, тот ли автобус подошел. Спросить не всегда хватает решительности. А иногда прохожие сами кричат: "Иди прямо, прямо иди!". А куда это прямо? Иногда так говорит и жена, забывая, что я не вижу.

- Впервые встречаясь, люди определяют уровень симпатии друг к другу с помощью зрительного контакта. А как действуете вы, с помощью тактильного восприятия?

- Когда я встречаю нового человека, он мне первым делом нравится. До тактильного контакта как-то не дорос. Внешность определяю по голосу. Однажды зашел на кафедру философии ТГУ и услышал такой чистый баритон! Потом все думал вот бы посмотреть на человека с таким голосом. Нет, это не Телегин, и не заведующий кафедрой.

От себя добавлю, что «умение видеть голосом» Толя меня потряс. Наше общение не заняло и пяти минут, а он уже мысленно нарисовал мой облик – невысокая, короткие завитые волосы с рыжинкой, карие глаза. Попадание в яблочко!

P. S:В последствии мне хочется обратится к владельцам автомобилей. Если пешеход перед вами вытянет руку с тростью, вы остановитесь? Действительно, то, что нужно остановиться, не знает практически никто. Однако протянутая горизонтально над дорогой трость слепого – международный предупреждающий знак для водителей, сигнал для остановки.

Евгения Ткачук 


← Назад к списку